Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

в поте лица

Практический толковый словарь

крыл. сл. Выражение употребляется в значении: усердно трудиться, тяжким трудом добывать хлеб. Возникло из библейского мифа. Изгоняя Адама из рая, бог сказал ему: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Бытие, 3, 19).

Фразеологический словарь

Экспрес. То же, что В поте лица своего. …Жители же более почтенного возраста… засучив рукава нательных рубах, трудились в пот лица - окучивали картошку (В. Тендряков. Тугой узел).

Учебный фразеологический словарь

Неизм. С большим усердием, напряжением, прилагая все силы. Обычно с глаг. несов. вида: работать, трудиться… как? в поте лица.

Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов.)

Жители же более почтенного возраста… трудились в поте лица - окучивали картошку. (В. Тендряков.)

(?) Из Библии. Согласно библейскому рассказу, за первый грех Бог наказал Адама тем, что он должен был добывать себе хлеб в поте лица, а Ева - рожать детей в муках.

Словарь крылатых слов

Выражение употребляется в значении: усердно трудиться, тяжким трудом добывать хлеб. Возникло из библейского мифа. Изгоняя Адама из рая, бог сказал ему: "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Бытие, 3, 19).

Словарь крылатых слов и выражений Серова

Выражение употребляется в значении: усердно трудиться, тяжким трудом добывать хлеб. Возникло из библейского мифа. Изгоняя Адама из рая, бог сказал ему: "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Бытие, 3, 19).

Поговорки

Разг. С большим усердием, напряжением, прилагая все силы (работать). ФСРЯ, 348; ШЗФ 2001, 31; Мокиенко 1989, 62; БМС 1998, 466.

Орфографический словарь

в по́те лица́

Синонимы к слову в поте лица

Полезные сервисы

в поте лица своего

Фразеологический словарь

Устар. Книжн. С большим усердием, в постоянном труде.

Ежели бы люди прилежнее о том размышляли, почтенный Маликульмульк, что они рождаются для труда и что с самого начала свет Бог повелел им трудиться в поте лица своего, доколе паки возвратятся они в нутро земли, из которого они созданы (Крылов. Почта духов).

Ворочал он на полях землю глыбами и в поте лица своего употреблял первобытную ж свою пишу, то есть хлеб и воду, со удовольствием (М. Чулков. Пересмешник, или Славенские сказки).

Полезные сервисы

в поте лица
в поте лица своего

Фразеология

трудиться; делать что-л.

Напряжённо, с полной отдачей, с большим усердием.

Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) выполняет трудную, тяжёлую работу со всем старанием. Говорится с одобрением, иногда с оттенком иронии. книжн. ✦ Х трудится в поте лица [своего].

неизм.

Обычно в модальных констр. со словами должен, обязан и т. п.

В роли обст.

Порядок слов-компонентов фиксир.

Жители же более почтенного возраста <…>, засучив рукава нательных рубах, трудились в поте лица - окучивали картошку. В. Тендряков, Тугой узел.Семейные недоразумения возможны в субботу, но загруженный работой Лев быстро забудет о них в воскресенье, когда придётся трудиться в поте лица. Версия, 2001.

Наивные граждане, не знакомые с теорией и историей карнавальных празднеств, <…> очумевшие от нежданно-негаданно свалившегося на них веселья, им было неведомо, что одна профессиональная корпорация [карманники] не только не отдыхает во время карнавала, а напротив - трудится в поте лица и с тысячекратным усердием. НГ, 2001.

Юноши сказали, что у них кончились все сбережения, и они зарабатывают пилкой дров. Санчо показал мозоли на руке: - Можете убедиться - в поте лица добываем свой хлеб! О. Матюшина, За дружбу.

Коростелёв заперся в кабинете и четыре часа в поте лица сочинял докладную записку. В. Панова, Ясный берег.

Мы должны учиться у русских крестьян, которые трудились в поте лица своего, пахали, сеяли, убирали, чтобы вырастить самое дорогое - хлеб. НГ, 2001.

культурологический комментарий:

Образ фразеол. непосредственно восходит к библейскому тексту - к Ветхому Завету: когда был сотворён человек, Господь поместил Адама в саду Эдемском (в раю), "чтобы возделывать его и хранить его" (Быт. 2: 15). Но, поддавшись искушению дьявола, Ева и Адам совершили так называемый первородный грех - попробовали запретный плод от "древа добра и зла", за что они были изгнаны из рая, а земля проклята за свершившего грехопадение Адама. (Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб., 2000. С. 73; Николаюк Н. Библейское слово в нашей речи. Словарь-справочник. СПб., 1988. С. 65, 66.) Природа и человек утратили первозданную гармонию, и всё, что человек захочет взять от природы, потребует непосильного труда. "В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят…", - напутствовал Господь Адама (Быт. 3: 19).

Все компоненты фразеол. соотносятся с антропным кодом, т. е. c собственно человеческими реалиями, в данном случае - c внешним видом человека, занятого напряжённым физическим трудом. Этот код и лежит в основе метафорического смысла, создающего значение фразеол.

Образ фразеол. отображает нравственно-культурную установку: человек должен честно, добросовестно, с полной самоотдачей трудиться. Нарушение этой установки воспринимается обществом с неодобрением или с осуждением.

Для высоких образцов художественной литературы характерно именно такое культурно-нравственное восприятие роли труда. см., напр., мысль, высказанную Л.Н. Толстым в романе "Война и мир": "Библейское предание говорит, что отсутствие труда - праздность - было условием блаженства первого человека до его падения. Любовь к праздности осталась та же и в падшем человеке, но проклятие всё тяготеет над человеком, и не только потому, что мы в поте лица должны снискивать хлеб свой, но потому, что по нравственным свойствам своим мы не можем быть праздны и спокойны".

см. также в фольклоре: Без дела жить - только небо коптить; На бога уповай, а без дела не бывай; Не потрудиться, так и хлеба не родится; Работай до поту, так поешь в охоту; Пот ключом льёт, а жнец своё берёт; Хочешь есть калачи, не сиди на печи. В фольклоре нашло отражение и ироническое отношение к труду: От работы кони дохнут; Работа не волк, в лес не убежит; Работа не малина, не опадёт.

фразеол. в целом служит эталоном, т. е. мерой, тяжкого труда, напряжённой, усердной работы.

автор:

М. Л. Ковшова

Полезные сервисы